МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ НАУКИ


Download
Программа курса “Методология и история науки”
Дисциплина «Методология и история науки» относится к базовой части магистерской программы «Коммуникативное пространство современного мегаполиса».
Изучение данной дисциплины обеспечивает обучающихся знаниями и умениями необходимыми при написании магистерской диссертации, развивает научную рефлексию и способствует их становлению как профессионалов.
Дисциплина базируется на имеющихся к этому времени у обучающихся в магистратуре общетеоретических представлениях о специфике научного знания и методологии научного познания, полученн
2015 осень Методология и история науки.p
Adobe Acrobat Document 308.7 KB

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1.      Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт.

2.      Наука как объект познания: история науки, философия науки, социология науки.

3.      Позитивистская и постпозитивистская традиция в интерпретации науки.

4.      Методология науки К. Поппера.

5. Парадигмы научного знания Т. Куна, исследовательские программы И. Лакатоса и концепция неявного знания М. Полани.

6.      Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.

7.      Проблема периодизации развития науки.

8.      Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).

9.  Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.

10.  Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

12.  Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке.

13.  Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.

14.  Методологические принципы классической науки в учении об обществе.

15. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология неклассической науки.

16.  Принципы постнеклассической науки. Понятие синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин).

17.  Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.

18. Проблема соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания: специфика объекта, методологии, критериев научности.

19.  Методология социогуманитарного познания.

20.  Проблема социогуманитарного знания в западной философии XIX - XX вв. (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, М. Вебер).

21. Герменевтика как метод социального познания (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).

22.  Структурализм и постструктурализм в социогуманитарном познании.

23.  Гуманитаризация и гуманизация науки.

24.  Наука в культуре современного общества.

25.  Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).